Команда молодости нашей "Колос"
1987 год
"Колос" - 1987 год
В 1987 году "Колос" в течении первого круга был среди лидеров и фаворитов чемпионата СССР в первой лиге, но после нашумевшей статьи в газете "Комсомольская правда" в августе последовали проверки правоохранительных органов, команду "залихорадило" и как результат - скромное 8-е место среди 22-х команд 1-й лиги. В сезоне 1987 года никопольчане впервые вышли в 1/4 финала Кубка Советского Союза, где уступили в гостях московскому "Динамо" - 0:1. В конце футбольного сезона Геннадий Лисенчук был уволен...
Какие факторы позволяли «Колосу» из скромного Никополя побеждать такие коллективы, как «Локомотив» (Москва), «Ротор» (Волгоград), «Даугава» (Рига)?
Первый секретарь Никопольского райкома партии Владимир Остапченко был большим сторонником футбола. Он делал все для того, чтобы Никополь имел сильную команду. Владимир Иванович построил замечательную базу, где были площадки, восстановительный центр. Было также открыта школа — интернат. Оттуда вышли, к сожалению, уже покойный Николай Кудрицкий, известный вратарь Николай Медин, Сергей Художилов. По взрослой команды, то у нас находили возможность создавать приличные материальные условия.
Поэтому в Никополь приезжали сильные игроки из высшей лиги. Те ребята, которые хотели жить в Никополе, получали квартиры. Футболистам также выделялись машины.
Представители маленького Никополя достойно играли с московскими клубами ЦСКА, «Локомотив», ташкентским «Пахтакором», рижской «Даугавой», волгоградский «Ротор» … В родных стенах мы практически никому не проигрывали.
Под руководством Геннадия Лисенчука «Колос» с переменным успехом, выступал 4 сезона (1984-1987 гг.) в первой лиге 63 победы, 31 ничья и 53 поражения. Разность забитых и пропущенных мячей: 184-183.
Состав "Колоса"
* * *
Зимой все команды на сборах, а «Колос», как лучшая первичная комсомольская организация Украины, отправился в морской круиз вокруг Европы. Всего 15 делегаций, по одной от каждой союзной республики. Англия – Португалия – Испания – Дакар – Сенегал. Тренировались на корабле, а в портах стоянки проводили товарищеские матчи.
Вернувшись из круиза стартовали в чемпионате, и весь первый круг шли в лидирующей тройке. Кризис наступил в начале второй половины чемпионата, после публикации в газете «Комсомольская правда» фельетона.
«КОЛОС" ПО МОРЮ ПЛЫВЕТ»
-------------------------------------------------------------------
Лас-Пальмас! Карамба!
Кто сказал, что сельскому спорту недоступны любые вершины?
Это кто там промямлил, будто и стадионы в деревне не те? И играют в аграрном секторе банками из-под «минтая»? И вообще местный бык Великан запросто может разогнать всю команду, легкомысленно одевшуюся в красные футболка?
А я говорю, сельскому спорту доступны! А я говорю — любые! А я говорю — и вершины, и впадины, и проливы, и плоскогорья.
А известно ли, что вполне сельская команда «Колос» из Никопольского района Днепропетровской области проводила свои учебно-тренировочные сборы не где-нибудь под Кузяевкой, а в международном круизе по Атлантике?
...О чем-то мавританском шептала упругая морская волна. На горизонте курчавились верхушки пальм. Белый, как сахар, пароход, шипя, нес мускулистых, вдыхающих на палубе свеже-соленый воздух форвардов, хавов и беков вдоль Гибралтара, Санта-Крус-де-Тенерифе и прочих географических деликатесов. В экваториальном воздухе лилась исполненная неги музыка. Вовсю работали бары и дансинги.
Вот до каких вершин может дотянуться футбол из маленького района!
С благословенного юга пароход взял курс на север. В Англию, в этот туманный Альбион. Там — музей мадам Тюссо, Трафальгар, Тауэр...
С учебно-тренировочных сборов футболисты «Колоса» возвращались отягощенными вещами а впечатлениями. Жатва удалась — на запястьях сияли японские часы. На косой сажени плеч — перломутрового отлива костюмы. Мужественные шеи украшали галстуки-шнурки.
Кто же расщедрился на столь шикарную прогулку? Кто оплатил все эти семь футов под килем учебно-спортивной работы?
Известное дело — колхознички. Комбайнеры, овощеводы, доярки, птичницы.
А то! Мы еще и не то можем!
Вот решил однажды никопольский сельский спортивный клуб «Колос» построить базу рыболовства за сотни километров от района.
— Дайте! — было сказано аграрникам. — Дайте сорок четыре тысячи рублей на домики для проживания. Да положте еще две жмени карбованцев на оплату трех сторожей, моториста-спасателя и двух рабочих, не считая заведующего.
И, вы думаете, они не заплатили?
А то! Выложили все до койпейки.
После организации рыбалки возникло желание у клуба украсится.
Так сказать, окружить себя произведениями искусства на животрепещущие темы
здоровья, духа соревновательности и мужества.
Так отчего же не украситься, граждане? Враз увешивается актовый залец клуба и коридор диптихами, триптихами и портретами, отображающими сильный процесс отпасовки мяча пли перемахивания через планку.
А двух директоров на одной еле дышащей водной базе можем мы содержать? А то! И содержатся — один числится директором от райсовета «Колос», второй — от спортклуба «Колос»...
Глазами, расширившимися от гордости, наблюдал я роскошное хозяйство клуба.
Прекрасный стадион со специальной прислугой, стерегущей каждую былинку и озеленение. Крытое крутое помещение для занятий спортом зимой. Гостиница-общежитие для одноименной футбольной команды. Добротная сауна с бассейном.
А еще — база спортивного рыболовства, водная база с двумя директорами. В плане — строительство городошной площадки. Тир.
Еще недавно о никопольском «Колосе» слагали оды, песнопения и речитативы. А то! Ибо так и подмывает воспарить мыслью, видя все это
торжество материально-технического гения.
Но пришло другое время. Настал черед отделить зерна культмассовой работы от плевел профессионализма и спросить: а какой урожай снимают селяне со своего «Колоса», кроме сообщений о блистательных за их счет круизах футбольной команды?
Вдумаемся в цифры. Годовое содержание комплекса
обходится хозяйствам района в 900 тысяч рублей. Именно на эти деньги сюда, в «Колос», приобретаются диптихи и триптихи, покупаются путевки за границу для тренировок в районах Западной Сахары и Санта-Крус-де-Тенерифе. Содержится колоссальный штат сотрудников общим числом около 100 человек.
Оплачиваемый из тех же колхозно-совхозных денег автобус доставляет администрацию как на работу, так и с работы. А желающему оздоровиться птичнику с бройлерной фабрики или комбайнеру из колхоза имени Котовского нужно после тяжелой смены сколотить группку желающих. сразиться в волейбол или другую подвижную игру. Потом, коллективом, прошагать не один десяток километров до собственного клуба, где его встретит вахтер или сторож. И скажет вахтер или сторож:
— Валяй домой, крестьянин! Начальство еще в пять часов домой уехало. Приходи завтра утром.
Естественно, дураков нема. За время моей командировки ни доярки, ни овощевода, ни тракториста на территории клуба увидеть мне так и не довелось. Да и разве летом на селе борются за голы, очки и секунды? Куда важнее в это время там центнеры, гектары и литры...
Что ж, значит, нужно развивать массовую работу по месту жительства. Однако регулярно вколачиваемые в клуб миллионы не прошли даром для района — если не считать богатств, сосредоточенных в «Колосе", на двадцать хозяйств имеется всего два крытых помещения.
А временное — площадки, дорожки, лужайки? И это не действует. Вот что писала киевская «Спортивная газета» в марте нынешнего года — во всех хозяйствах района работают инструкторы-методисты, но только в семи внедрена физкультура в режим труда. Статистический отчет на начало прошлого года свидетельствовал, будто в районе функционирует 265 площадок. После проверки их количество уменьшилось едва ли не вполовину.
Ваяли на выбор 14. 10 существовало, а на четырех оборудование заржавело, богатый бурьян вымахал на статистических площадях.
Дальше — хуже: в оздоровительных группах занимается вполовину меньше людей, чем раньше. Исчезло ввиду ненадобности девять футбольных нолей.
База спортивного рыболовства тоже закрыта для крестьянина. После сдачи объекта туда строем зачастили райсельхозтехника, райсельхозэнерго, аппарат райспорткомитета. Некто по фамилии Белоцерковский получил у председателя клуба аж четырнадцать путевок на два дня.
Сколько я ни бился, пытаясь узнать происхождение таинственного Белоцерковского и почему он отдыхает сразу за четырнадцать человек, ответа так и не нашел.
Да и откуда председателю спортивного клуба всех упомнить, когда в один из светлых, столь поэтичных для Днепропетровской области дней направил Тараненко по путевкам на базу 26 человек. А без путевок — 22. Причем именовались безпутевочные вообще без фамилий и адресов. Записаны только должности: «проректор . Дн-ск»- 5 человек, «москвичи — 3 чел.».
Но почему отдых «проректора из Дн-ска> осуществляется за счет аграрников?
Почему за удовольствие" иметь двух водных директоров и призрачное счастье крикнуть « Судью на мыло » нужно выкладывать 900 тысяч карбованцев?
Меценаты и меценатство будут до тех пор, пока индустрия спорта не перейдет на полный хозрасчет, пока за каждым не занявшимся зарядкой человеком она не увидит собственного материального проигрыша.
В Мексике у местных клубов есть футбольные поля, рестораны, бассейны, бильярдные, читальные залы и музеи. В выходные дни туда приходят, по словам Константина Бескова, старшего тренера московского «Спартака", около 5 тысяч человек. Они отдыхают, тренируются, встречаются, с любимой командой.
Конечно, для такого потребуются добротные сценарии праздников, лотереи, потребуется по-настоящему творческая работа. И спорт, в том числе и сельский, достигнет любых вершин, а не точек на карте...
Страны и клубы >
Украина